Доступная среда.
Программа «Доступная среда» в МОУ-СОШ №4 города Унеча направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, эффективность их реабилитации за счёт доступности образовательной среды, преодоление самоизоляции детей с ограниченными возможностями здоровья и негативного отношения к ним и является составной частью программы развития нашей школы.
При составлении программы мы опирались на мировой, российский и региональный опыт инклюзии, общие направления модернизации образования в России, получившие отражение в Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы, в проекте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», в Федеральном Законе "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12 2012г., в Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения.
Программа «Доступная среда» обеспечивает:
- создание в МОУ-СОШ №4 города Унеча специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
- социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении;
- реализацию прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что будет способствовать их полноценному участию в жизни общества;
Ожидаемые результаты:
- позитивный эффект для уровня качества образования детей с ОВЗ, повышение качества их образования, успешная социализация в обществе;
- обновление качества образования за счет работы над индивидуальными проектами, участием в конкурсах, выставках, конференциях различного уровня;
Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития.
Программа «Доступная среда» в МОУ-СОШ №4 города Унеча направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, эффективность их реабилитации за счёт доступности образовательной среды, преодоление самоизоляции детей с ограниченными возможностями здоровья и негативного отношения к ним и является составной частью программы развития нашей школы
«Доступная среда» обеспечивает:
- выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;
- осуществляет индивидуально ориентированное медико-социальное и психолого педагогическое сопровождение детей с ОВЗ;
- даёт возможность освоить детям с ОВЗ основную образовательную программу;
- обеспечивает интеграцию детей с ОВЗ в образовательном учреждении.
Основные задачи программы «Доступная среда»:
- Задачи, ориентируемые на детей с ОВЗ:
1.1 Выявить особые образовательные потребности детей с ОВЗ.
1.2 Осуществить индивидуально ориентированное медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ с учётом их индивидуальных возможностей.
1.3 Обеспечить возможность освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы и их интеграцию в образовательное учреждение.
- Задачи, ориентируемые на педагогов и специалистов:
2.1 Сориентировать коллектив МОУ-СОШ №4 города Унеча на организацию и поддержку семей с детьми ОВЗ.
2.2 Повысить профессиональную компетентность педагогов и специалистов.
2.3 Формировать условия для эффективного развития обучающихся с ОВЗ.
- Задачи, ориентируемые на родителей детей с ОВЗ:
3.1 Информирование родителей о программе «Доступная среда», о создании безбарьерной среды в МОУ-СОШ №4 города Унеча для детей с ОВЗ.
3.2 Просвещение родителей по вопросам реализации дифференцированных психолого педагогических, медико-социальных и правовых условий обучения, воспитания, развития и социализации детей с ОВЗ.
Организация совместной деятельности педагогов, специалистов и родителей с целью повышения активности участия детей с ОВЗ в программе «Доступная среда»:
- развитие ключевых компетенций детей за счёт организации информационно-образовательного пространства школы;
- реабилитация и сохранение физического и психического здоровья учащихся;
- оптимизация современной образовательной инфраструктуры в МОУ-СОШ №4 города Унеча привлечет детей с ОВЗ, проживающих в других микрорайонах города.
Основные направления работы психолого-педагогической и логопедической службы образовательного учреждения.
- Диагностическое: обследование уровня развития обучающихся для оценки соответствия
возрастным показателям.
Диагностика позволяет обнаружить трудности в напряжения межличностных отношений, семейного воспитания, Результаты обследования дают основания для заключения, для дальнейшей коррекции или развития ученика, об эффективности профилактической или консультативной работы , проведенной с ним.
- Психокоррекционное, развивающее, профилактическое.
Обеспечение полноценного личностного и интеллектуального развития ребенка через коррекционно - развивающие занятия ( по определенным программам коррекции, индивидуальному графику с обучающимися КРО, ОВЗ при наличии Договора). Занятия – беседы, тренинги ,классные часы и др. виды развивающей и профилактической работы с классными коллективами , обучающимися.
Работа с родителями детей, проявляющих отклонения в поведении, по коррекции родительской позиции и организации психоэмоциональной помощи ребенку ( по запросу).
Индивидуальное консультирование обучающихся (по Договору,запросу родителей)
- Психологическое просвещение и консультирование.
Повышение психологической культуры лиц, принимающих участие в воспитательном
процессе.
Консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения детей,создания
благополучного семейного климата.
4.Коррекция нарушений фонетико- фонематического недоразвития речи у обучающихся через индивидуальные занятия 2 раза в неделю.
Получение детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В школе созданы следующие условия для получения образования детьми с ОВЗ и детьми инвалидами:
Специально оборудованные учебные кабинеты - нет.
Объекты для проведения практических занятий – нет.
Библиотека - да.
Ширина дверных проемов достаточна для проезда инвалидной коляски.
Объекты спорта - нет.
Средства обучения и воспитания – да.
(укомплектованная сенсорная комната)
Беспрепятственный доступ в здание- да (произведена маркировка ступеней крыльца желтыми полосками для слабовидящих, вход в образовательное учреждение оборудован пандусом, а также специальной табличкой для детей с ОВЗ по зрению, имеется кнопка вызова.)
Специальные условия питания –да.
( столовая расположена на 1 этаже и ширина двери достаточна для проезда инвалидной коляски)
Специальные условия охраны здоровья – да. ( на первом этаже школы оборудован туалет для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, имеется медицинский пункт, в школе работает фельдшер)
Доступ к информационно-телекоммуникационным сетям- да ( на сайте школы существует версия для слабовидящих, имеется аппаратно-программный комплекс для слабовидящих)
Электронные образовательные ресурсы - да.
Специальные ТСО – нет.